Перейти к публикации
Поиск в
  • Дополнительно...
Искать результаты, которые содержат...
Искать результаты в...
Guest

Статья - Волшебство стекла

Рекомендованные сообщения

Guest

volshebstvo-stekla.thumb.jpg.fd4804d556907af40de25cb64320d7ac.jpg.ba3eeb5283a9c0a9e860ac0bc4c21583.jpg

«Пою перед тобой в восторге похвалу/ Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу», – писал почти три века назад один из величайших русских мыслителей – Ломоносов. Он хорошо знал, о чем говорил: замечательный химик и инженер, Михайло Васильевич много работал со стеклом и сделал немало для раскрытия возможностей этого уникального материала. Достаточно вспомнить великолепную золотую и рубиновую смальту – стеклянную мозаику, секрет которой до сих пор не раскрыт, или исследования по окрашиванию стекол, благодаря которым разноцветные витражи и посуда перестали быть предметами роскоши.

Но что послужило отправной точкой этого непроходящего интереса русского ученого? Ответ, в общем, однозначен: поездка в Италию, где Ломоносов на всю жизнь пленился античными стеклянными мозаиками. Немудрено: именно в этой стране искусство стекловарения достигло совершенства, сделавшего простой вроде бы материал «дороже жемчуга и злата».

«Не дар ли мы в Стекле божественный имеем…»

На самом деле, родина стекла точно не известна, невозможно сказать, где продукт впервые смогли сварить. Дело в том, что сначала человек научился обрабатывать природную разновидность материала – вулканическую породу обсидиан. Изделия из этого прочного, прозрачного, но окрашенного в цвет от коричневого до черного камня высоко ценились и использовались в культовых целях – археологи часто находят церемониальные ножи, зеркала и чаши, возраст которых насчитывает до 10 тыс. лет. Однако получать стекло из простых составляющих – песка и поташа – люди научились лишь пять тысячелетий назад. По преданию, это были финикийцы, лучшие мореходы Древнего мира.

Легенда, которую поведал римский историк Плиний-старший, гласит, что шторм прибил финикийского купца, везшего груз самородной соды, к неизвестному берегу. Спасаясь от холода, моряки попробовали сделать костер и согреть воды для ужина, но найти на берегу достаточно больших камней для очага им не удалось. Тогда они принесли несколько крупных кусков соды из трюма и развели в их кольце огонь. Утром люди обнаружили в потухших угольях странные полупрозрачные камешки, не похожие ни на один из известных им материалов. Это и было стекло, сплав соды и кварцевого песка, дар богов, как посчитали финикийцы…

Так это было или нет, но удачная находка недолго оставалась тайной. В середине четвертого тысячелетия до н.э. технологию освоили египтяне, затем сирийцы и критяне. Однако им не удавалось добиться главного для стекла качества – прозрачности. Этот секрет раскрыли лишь римляне, научившиеся строить специальные стекловаренные печи, где температура поднималась выше 1500°С – только при таком нагреве можно добиться исчезновения мути. Римские (по другой версии – сирийские) мастера придумали в начале I в. н.э. главный инструмент стекловаров – выдувную трубку, совершившую настоящую революцию в ремесле. Кроме того, именно в империи стекло впервые стало применяться как архитектурный и интерьерный элемент – достаточно вспомнить знаменитые помпейские мозаики, не потерявшие свой облик за века.


ccs-1-0-55136500-1453206089.jpg.f608d45a85caa6f5507e9573e5fc7821.jpg

К сожалению, гибель римской цивилизации привела к забвению секретов мастерства. Искусство стекловаров осталось лишь в восточной части некогда великой империи, особенно развившись в Константинополе и Александрии. И уже оттуда оно вновь вернулось на землю Италии, где сосредоточилось сначала в Венеции, а потом – на крохотном близлежащем островке под названием Мурано. Там ремесло достигло невиданных высот, превратив сначала этот клочок суши, а затем и всю Италию в мировой центр стекловарения. Пережив взлеты и падения (во времена наполеоновских войн производство было почти разрушено, но возродилось вновь к середине позапрошлого века), итальянское стекло с триумфом вернулось в мир, став незаменимым в архитектуре и дизайне.

«Любезное дитя, прекрасное Стекло…»

Вообще говоря, можно сказать, что венецианское стекло произвело в свое время настоящую архитектурную «революцию». Став доступным, перейдя из дворцовых и церковных палат в обычные дома, оно кардинально изменило среду обитания. Особенно ярко это проявилось на излете XIX в., когда возник удивительно красивый и функциональный стиль «модерн». В нем стекло играло основополагающую роль, превращая любую деталь в настоящую драгоценность.

Особенно удачно вписалось в новый стиль итальянское стекло. Лишенное тяжеловесной пафосности богемского хрусталя, удивительно пластичное, «мурано» пережило настоящий расцвет, завоевав полмира. Интересно, что это возрождение произошло во многом благодаря русским художникам и архитекторам. Врубель, Борисов-Мусатов, Шехтель – все они широко использовали стекло в своих работах, ставших впоследствии мировым культурным достоянием. Богатые заказчики с удовольствием и щедро платили за высокое качество, и почти два десятилетия именно русские были едва ли не главными потребителями итальянского стекла в Европе. Кстати, именно российским художникам мир обязан острому интересу к таким сложным видам прикладного искусства, как витраж и мозаика. Стилизованное под готику панно Врубеля «Рыцарь» (оно завершает интерьер парадной лестницы московского особняка купцов Морозовых) и майоликовый фронтон столичной гостиницы «Националь» не только возродили моду на такие изыски, но и сделали их классическими, востребованными и сегодня.

В наши дни здесь, в Италии, по-прежнему делают удивительные и прекрасные, хотя и вполне массовые вещи, без которых невозможно представить современное жилище. И это не только посуда, украшения или знаменитые зеркала. Сегодня итальянское стекло используется буквально во всех интерьерных деталях – начиная от декоративных миниатюр и заканчивая витражными панно. Так, популярно сейчас у дизайнеров дверное полотно, полностью или частично прозрачное, выполненное из специально обработанного стекла, поскольку такой подход позволяет эффективно решать проблемы зонирования и визуального расширения пространства.


ccs-1-0-78506500-1453206089.jpg.6d94b69c79e9a0a0c955116b945e6f26.jpg

«Двери любой конструкции, как распашные, так и раздвижные, могут быть выполнены из стекла, – говорит Татьяна Ларина, руководитель отдела оптовых продаж компании «Лендор», одного из крупнейших поставщиков итальянских дверей на российский рынок. – Например, сегодня в особой моде стеклянные раздвижные двери. Это не только оригинальное, но и весьма практичное решение, позволяющее сэкономить место и сделать помещения более светлыми. Отмечу, что такие изделия совершенно безопасны, поскольку производятся из специальных, небьющихся сортов стекла».

Подобная тенденция легко объяснима: «Дверь, – говорит московский искусствовед Вера Калмыкова, – это всегда граница. Стекло визуально ее «снимает», делает неощутимой. Таким образом, создается иллюзорное дополнительное пространство, которое можно варьировать, меняя цвета и фактуры. Например, гладкий прозрачный материал создает эффект анфиладности, столь характерный и привлекательный в классических интерьерах, если же добавляется цвет и рельеф, появляется знаковая для модерна игра, загадка, тайна. Все это не может не быть востребованным сегодня, когда интерьер становится все более индивидуальным, внестилевым».


ccs-1-0-91583500-1453206089.jpg.fef4d1b730c1a4d4aeffd83ceac8be86.jpg

На такого рода изделиях специализируется, например, пармская компания FOA, которая делает раздвижные двери и перегородки из художественно обработанного материала по авторским технологиям. Во многом мастера этой фирмы наследуют своим венецианским и даже античным предшественникам – например, здесь часто используют многоцветные решения и сложные рисунки, превращающие обычный дверной проем в произведение искусства. Так, в некоторых коллекциях используется сложный витражный декор в технике Тифани (Tiffany), причем вся работа выполняется вручную: от нарезки и шлифования фрагментов до соединения деталей специальными металлическими лентами. «Раздвижные двери FOA легки и изящны, – говорит Татьяна Ларина («Лендор»). – Поэтому они без затруднений вписываются в самый сложный интерьер. Как правило, полотно такой двери изготовлено из матового или цветного стекла, а ручки, крепления и направляющие выполнены из нержавеющей стали, что обеспечивает их прочность, удобство и долговечность».

Другая известная итальянская компания – Longhi – разрабатывает интересные интерьерные решения, ориентируясь на ультрасовременные хай-тек-тенденции. Здесь выпускают многослойные стекла с использованием различных модификаций текстильного полотна.

«Далече до конца Стеклу достойных хвал…»

Надо сказать, для современного интерьера, где уже невозможно определить сколь-нибудь конкретную стилевую направленность, стекло, возрожденное модерном, становится настоящей палочкой-выручалочкой, связывая воедино вещи, казалось бы, несовместимые: хай-тек и антику, прованс и минимализм. «Стекло в интерьере, – говорит Вера Калмыкова, – играет организующую роль. Условно говоря, место, где есть подобные предметы или детали, собирает пространство воедино. Таким образом, стекло становится архитектурным инструментом, который позволяет смещать визуальный центр пространства в необходимую для замысла точку. Особенно это касается цветного стекла и витражей: контрастируя или гармонируя с ведущей колористической гаммой помещения, они создают эмоциональные акценты, говорящие очень много о создателе и хозяине интерьера».

Нужно заметить, что волшебство стекла не ограничивается интерьерными дополнениями и акцентами. Современные отделочные материалы, такие как плитка и керамогранит, по большому счету являются ближайшими «родственниками» благородной субстанции. В особенности это относится к керамической плитке, покрытие которой – глазурь – в сущности и есть стекло, наносимое на глиняное основание («бисквит» или «черепок») и обжигаемое вместе с ним.

Глазури бывают разными – цветными, прозрачными, блестящими и матовыми, что позволяет производителям изготавливать самые необычные по фактуре и окраске коллекции. Некоторые из них чрезвычайно точно копируют дерево или природный камень, иные – кожу рептилии, а кроме того, есть «обманки», неплохо имитирующие само стекло. «Например, – говорит Надежда Бирюкова, специалист компании Kerama Marazzi, – такова «кристаллина», покрытие, благодаря которому плитка приобретает исключительно ровную глянцевую поверхность, становясь похожей на стекло. До недавнего времени этот вариант обработки практиковали только зарубежные, а точнее – итальянские производители, и лишь сравнительно недавно ее освоили на российском заводе «Велор» в Орле».


ccs-1-0-67073600-1453206089.jpg.444bd01ac56ab943cb7e8331068df3e9.jpg

Впрочем, и собственно стекло сегодня меняет свое назначение. Например, стеклянные полы давно не редкость в общественных заведениях вроде ночных клубов и ресторанов. А в последние несколько лет стеклянные покрытия все активнее завоевывают и частные интерьеры. Толстые – свыше 10 мм – закаленные листы дают возможность создать необычайно эффектные решения, делая помещение многомерным и интригующим и позволяя визуально расширить пространственные границы даже маленьких комнат.

«Стеклом познали мы толики чудеса…» – писал поэт в своей знаменитой оде. Действительно, древний и такой современный материал магическим образом позволяет изменять пространство и возвращать давно ушедшие времена. Волшебство стекла, начавшееся более пяти тысячелетий тому назад, творится до сих пор и, похоже, будет источником удивительных чудес и дальше…

Пресс-служба сети салонов итальянских дверей «Лендор»
e-mail: info@landoor.ru
Тел: (495) 775-00-43

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

×